skip to Main Content

В кризисных условиях существенно повышаются риски неплатежей со стороны контрагентов. Несвоевременная оплата рискует обернуться негативными последствиями: кассовым разрывом, дефицитом ликвидности, невозможностью своевременной выплаты заработной платы работникам, нарушением технологического процесса. Антикризисные меры требуют более тщательного контроля контрагентов и более активной работы по уменьшению размера задолженности. Специалисты FPGS Consulting подготовили небольшой чек-лист с рекомендациями, как снизить риски неплатежей.

 

При заключении договора с контрагентом:

  1. Проводите углубленный анализ деятельности вашего будущего контрагента. Не ограничивайтесь только распечаткой выписки из ЕГРЮЛ и проверкой того, не находится ли данная организация в стадии ликвидации и не приостановлена ли ее деятельность.

Посмотрите, в каких судебных спорах в последнее время участвует Ваш будущий партнер в качестве ответчика. Это можно сделать с помощью сервиса «Картотека арбитражных дел». Если к нему уже предъявлено несколько исков, связанных с ненадлежащим исполнением договоров, значит, и у Вас в дальнейшем могут возникнуть с ним проблемы. Также проверьте на сайте Федеральной службы судебных приставов, нет ли у Вашего партнера неоплаченных долгов, для взыскания которых уже возбуждены исполнительные производства. Кстати, это не помешает сделать и в отношении руководителя и основных собственников организации. На портале ФГИС «Единый реестр проверок» можно посмотреть, какие проверки госорганов ведутся или планируются в отношении Вашего партнера.

Проверить контрагента также можно на портале «Прозрачный бизнес» Федеральной налоговой службы России. Возможно, Ваш будущий партнер имеет признаки «фирмы-однодневки», а его руководитель внесен в перечень дисквалифицированных лиц. От заключения договора с такой организацией лучше воздержаться.

Финансовые показатели организации можно проверить на основе открытых данных годовой бухгалтерской отчетности на сайте Росстата. Вас должны насторожить неоправданно большие размеры дебиторской и кредиторской задолженности, большой объем заемных средств в структуре капитала, снижение выручки, отрицательный финансовый результат (убыток). Существует довольно большое число электронных сервисов (как платных, так и бесплатных), анализирующих открытые финансовые и другие данные об организациях.

Если Ваш будущий контрагент ведет публичную деятельность – изучите его сайт, страницы в социальных сетях, рекламные материалы, а также почитайте отзывы о нем в Интернете. Конечно, среди отзывов может оказаться много рекламных или «фейковых», но, тем не менее, анализ открытых источников позволит сформировать некоторое представление о деловой репутации партнера.

  1. Настаивайте на включении в текст договора положений, направленных на защиту Ваших интересов от возможной неоплаты или просрочки оплаты. Такими положениями, например, могут быть:

— установление авансовых платежей или задатка;

— неустойка за просрочку оплаты;

— использование других мер обеспечения исполнения обязательства (залог имущества, поручительство, банковская гарантия, удержание);

— использование в расчетах инкассо.

Детально прописывайте в договоре основания ответственности и порядок привлечения к ней, случаи освобождения от ответственности (в том числе порядок и условия действия форс-мажора). Обращайте внимание на процедуры разрешения споров, в том числе способы и сроки направления и рассмотрения претензий.

  1. Усильте требования к оформлению договоров и первичной учетной документации:

— проверяйте полномочия подписантов, запрашивайте доверенности;

— внимательно изучайте первичную учетную документацию на предмет соответствия требованиям законодательства;

— введите в практику формирование еженедельных или ежемесячных сводных отчетов по всем контрагентам. Такие отчеты позволяют своевременно выявить возникшую «дебиторку» и принять необходимые меры.

 

При возникновении задолженности

  1. Направьте должнику претензию. Во многих случаях соблюдение претензионного порядка является обязательным условием для обращения в суд. Направляйте претензию способом, указанным в договоре. В претензии предупредите должника о том, что в случае обращения в суд у него могут возникнуть дополнительные расходы.
  2. Предложите должнику возможные способы ликвидации или реструктуризации имеющейся задолженности. Среди таких способов могут быть:

— заключение дополнительного соглашения к договору с изменением сроков платежей (при этом совокупная сумма платежа может быть по соглашению сторон увеличена – например, на величину процентов за пользование денежными средствами);

— предоставление рассрочки (права частичной оплаты) или отсрочки платежа, подписание сторонами графика платежей;

— при наличии встречных денежных требований должника – их зачет;

— предоставление должником отступного (например, передача имущества в счет задолженности, выполнение работ, оказание услуг и т. д.);

— новация – например, между сторонами может быть заключен договор займа на сумму долга, при этом задолженность по старому договору будет считаться погашенной, а новые отношения между сторонами будут регулироваться в рамках заёмных отношений.

  1. Если договор с должником предусматривает обеспечение обязательства (например, залог), то при отказе должника погасить долг такое обеспечение следует обязательно использовать. Важно обратить внимание на то, чтобы обеспечительные отношения были надлежащим образом оформлены, а у Вас на руках были все документы, необходимые для наложения взыскания на заложенное имущество.
  2. Необходимо проанализировать возможность предъявления требований к другому лицу. Например, договором может быть предусмотрено поручительство или банковская гарантия. В этом случае требование произвести оплату может быть предъявлено соответственно к любому из поручителей либо к банку. В отдельных случаях закон допускает ответственность участника, руководителя или собственника имущества должника.
  3. Рассмотрите возможность продажи права требования к должнику.
  4. Если переговоры с должником не привели к желаемому результату, или все претензии и предложения остаются без ответа, обращайтесь в суд. Помните, что общий срок исковой давности по требованиям о взыскании денежных средств составляет три года с момента образования задолженности.
  5. Если финансовые показатели должника свидетельствуют о его неплатежеспособности, следует решить вопрос об обращении в суд с заявлением о признании должника банкротом. Часто этот шаг стимулирует должника изыскать средства для погашения долга.

Не следует забывать о  том, что все действия должны быть совершены своевременно. А если с момента возникновения задолженности пройдет три года или организация-должник ликвидируется, то просроченную задолженность останется только списать.

Back To Top